Развитие отечественного законодательства в области обращения с материалами содержащими полихлорированные бифенилы и трифенилы



Развитие отечественного законодательства в области обращения с материалами содержащими полихлорированные бифенилы и трифенилы

Обращение с полихлорированными бифенилами и трифенилами (далее – ПХБ) регулируется в Российской Федерации главным образом законодательством в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Данная отрасль права сформировалась сравнительно недавно. Ее основными направлениями являются охрана и правила пользования объектами окружающей среды, основные из них: атмосферный воздух, недра, водные объекты, животный и растительный мир, земельные ресурсы.

Обращение с материалами, содержащими ПХБ, до настоящего время не регулировалось четким образом, но, принимая во внимание международный опыт, остроту вопроса связанного с ущербом от загрязнения ПХБ, законодательство получило набор инструментов регулирования деятельности связанной с материалами, содержащими ПХБ.

Предлагаем рассмотреть более детально основные нормы, правила и требования, сформированные в законодательстве по данному вопросу.

Во-первых, приведем историческую справку: В 2004 году была принята резолюция ООН о стойких органических загрязнителях (сокращенно СОЗ), в число которых вошли 9 химических веществ, представляющих из-за их накопления в окружающей среде, особенно в воде, рыбе, некоторых видах растений и животных, наибольшую опасность для человека. Эта резолюция, на сегодняшний день известная как Стокгольмская конвенция, подразумевает прекращение производства, использования и последующую утилизацию СОЗ. Стокгольмская конвенция была ратифицирована Россией 27 июня 2011 года.

Одним из внесенных в черный список СОЗ стали ПХБ или, как их иногда еще именуют — полихлорированные дифенилы, ПХД - жидкости, впервые полученные около семидесяти лет назад, используемые в качестве электроизоляторов в трансформаторах, батареях, системах передачи тепла и охлаждения, гидравлических системах и вакуумных помпах и даже в некоторых бытовых приборах.

Во-вторых, законодательство относит материалы, содержащие ПХБ к отходам производства и потребления. Так, в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) содержится целая группа данных отходов, к ним относятся:

Номер отходаНаименование отхода
4 72 000 00 00 0Отходы оборудования и прочей продукции, содержащей галогенированные ароматические органические вещества, в том числе стойкие органические загрязнители
4 72 100 00 00 0Отходы оборудования и прочей продукции, содержащей стойкие органические загрязнители
4 72 110 00 00 0Отходы конденсаторов, содержащих стойкие органические загрязнители
4 72 110 01 52 1   отходы конденсаторов с трихлордифенилом
4 72 110 02 52 1   отходы конденсаторов с пентахлордифенилом
4 72 120 00 00 0Отходы трансформаторов, содержащих стойкие органические загрязнители
4 72 120 01 52 1   отходы трансформаторов с пентаохлордифенилом
4 72 150 00 00 0Отходы прочего оборудования, содержащего стойкие органические загрязнители
4 72 160 00 00 0Отходы масел, содержащих стойкие органические загрязнители
4 72 160 01 31 1   отходы масел трансформаторных, содержащих полихлорированные дифенилы и трифенилы
4 72 160 99 31 1   отходы прочих масел, содержащих полихлорированные дифенилы и трифенилы
4 72 160 11 10 1   отходы масел трансформаторных, содержащих полихлорированные дифенилы и трихлорбензол
4 72 190 00 00 0Отходы прочей продукции, содержащей стойкие органические загрязнители

Важно отметить, что Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 3 октября 2017 г. N 529 утвержден План выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях.

Основными целями данного документа являются:

I. Мероприятия, планируемые к выполнению до 2020 года

  • Цель N 1: совершенствование правового регулирования в области обращения со стойкими органическими загрязнителями с учетом требований Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;
  • Цель N 2: совершенствование системы управления в области обращения со стойкими органическими загрязнителями, в том числе:
    • осуществление эксплуатации оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы, в соответствии с установленными требованиями экологической безопасности и прекращение использования такого оборудования не позднее 2025 года,
    • обеспечение обработки, сбора, транспортировки и хранения имеющихся отходов (запасов), содержащих стойкие органические загрязнители, экологически безопасным образом до их направления для удаления в соответствии с установленными требованиями,
    • проведение комплексной инвентаризации источников стойких органических загрязнителей (включая промышленные источники, места хранения и захоронения с оценкой их состояния) с созданием кадастра источников стойких органических загрязнителей;
  • Цель N 3: уничтожение/утилизация накопленных непригодных к использованию и запрещенных к применению пестицидов, промышленных отходов и оборудования, содержащих стойкие органические загрязнители;
  • Цель N 4: очистка территорий, загрязненных стойкими органическими загрязнителями;
  • Цель N 5: мониторинг содержания стойких органических загрязнителей в окружающей среде, мониторинг состояния здоровья населения в связи с воздействием стойких органических загрязнителей;
  • Цель N 6: информационно-просветительская работа, образование;
  • Цель N 7: осуществление обмена информацией с Секретариатом и Сторонами Стокгольмской конвенции.

II. Мероприятия, планируемые к выполнению в долгосрочный период (расходы на реализацию которых могут прогнозироваться в 2021-2028 гг.)

  • Цель N 1: совершенствование правового регулирования в области обращения со стойкими органическими загрязнителями с учетом требований Стокгольмской конвенции;
  • Цель N 2: совершенствование системы управления в области обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • Цель N 3: уничтожение/утилизация накопленных непригодных к использованию и запрещенных к применению пестицидов, промышленных отходов и оборудования, содержащих стойкие органические загрязнители;
  • Цель N 4: мониторинг содержания стойких органических загрязнителей в окружающей среде, мониторинг состояния здоровья населения в связи с воздействием стойких органических загрязнителей.

Сам Приказ опубликован на 16 страницах и содержит более детальное описание вышеуказанных целей. Но и без этого видно, что поставлены задачи по учету отходов, сбору, транспортированию, утилизации/уничтожению. Эта деятельность в нашей стране лицензируется. Сама процедура лицензирования предполагает использование оборудования и технологий, прошедших процедуру государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

В части поиска технологий, оборудования, технологических решений следует обратить внимание на ГОСТ Р 55829 от 2013 года ( Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Ликвидация отходов, содержащих стойкие органические соединения).

Этот ГОСТ содержит описание нескольких методов, позволяющих провести работу по обезвреживанию отходов содержащих ПХБ и СОЗ в целом. Например, приведен метод дехлорирования с получением соды и отходов, не содержащих хлор. Справочник Наилучших доступных технологий №15 (обезвреживание не термическими способами) также содержит описание данного метода. Требования по сбору и транспортированию тоже приведены в ГОСТ Р 55829.

Таким образом, можно сделать выводы о наличии в современном законодательстве инструментов позволяющих решать проблему загрязнения ПХБ, что важно как для органов исполнительной власти, так и для хозяйствующих субъектов. Остается надеяться на скорейшую реализацию намеченных целей.