РОССИЯ МОЖЕТ СОРВАТЬ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТОКГОЛЬМСКОЙ КОНВЕНЦИИ?



03 октября 2017 г. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 529 был утвержден План выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях. Основными практическими мероприятиями Плана в части, касающейся обращения с ПХБ-отходами, являются:

1. До 2020 года - совершенствование системы управления в области обращения со стойкими органическими загрязнителями

  • • проведение комплексной инвентаризации источников стойких органических загрязнителей (включая промышленные источники, места хранения и захоронения с оценкой их состояния) с созданием кадастра источников стойких органических загрязнителей
  • • обеспечение обработки, сбора, транспортировки и хранения имеющихся отходов (запасов), содержащих стойкие органические загрязнители, экологически безопасным образом до их направления для удаления в соответствии с установленными требованиями
  • • обеспечение направления содержащих полихлорированные бифенилы жидкостей и загрязненного ПХБ оборудования, для их экологически безопасного удаления в максимально сжатые сроки

2. С 2025 г. - запрет на эксплуатацию оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы в концентрации более 50 ppm

3. До 2028 года - уничтожение/утилизация накопленных запрещенных к применению пестицидов, промышленных отходов и оборудования, содержащих стойкие органические загрязнители

- КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО -

Тут следует отметить, что весь спектр «ПХБ-отходов» можно разделить на два условных подвида:

Во-первых, это сами вещества «полихлорированные бифенилы» (или «полихлорированные дифенилы»), которыми заливали трансформаторы и наполняли конденсаторы. В России они производились под маркой "Совтол". По статистике зарубежных стран, а также по оценкам экспертов (в том числе специалистов Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации), общий объем таких отходов, на 100% состоящих из ПХБ, в России оценивается не более чем в 20-25 тыс. тонн.

И во-вторых, это вторично загрязненные «классические» трансформаторные масла, однажды вступившие в незначительные контакт с ПХБ. Как правило, это происходит, когда трансформаторные масла на основе углеводородов и стопроцентные ПХБ-масла (совтолы) перекачиваются одними и теми же насосами, по одним и тем же маслозаправочным рукавам и емкостям. Из-за практически идентичной вязкости обоих видов масел такое происходило и происходит повсеместно. При подобном неосторожном обращении трансформаторное масло получает загрязнение полихлорированными бифенилами в объеме порядка 200-500 ppm. Это, разумеется, не тоже самое, что 100-процентные ПХБ, однако загрязнение в разы превышает допустимую норму в 50 ppm. Основная проблема заключается в том, что количество масел, вторично загрязненных ПХБ, на территории РФ в десятки раз превышает объемы чистых ПХБ.

Мировая статистика говорит о том, что вторичному загрязнению подвержены от 7 до 10% трансформаторов. Теперь давайте посчитаем — в нашей стране по разным оценкам от полутора до двух с половиной миллионов трансформаторов. 7% от этого составит не менее 100 000 — 150 000 трансформаторов. Каждый трансформатор содержит от нескольких сотен килограмм до нескольких тонн диэлектрических масел. Сколько выходит в целом не знает никто. Но самые осторожные оценки дают разброс между 150 000 и 300 000 тонн имеющихся у различных собственников классических трансформаторных масел, которые требуют удаления из них остатков ПХБ.

Справка: Несколько лет назад компания РЖД сделала выборочную проверку 500 трансформаторов на содержание ПХБ, из которых 37 оказались заражены. Нетрудно подсчитать, что это около 7,5%.

Мы неофициально связались с рядом представителей органов экологического надзора в регионах и спросили их, какое ориентировочное количество ПХБ-содержащих масел находится на подведомственной им территории. Знаете, какой наиболее часто встречающийся ответ? «Нету у нас в регионе ни ПХБ, ни ПХБ-загрязненных масел».

Вы понимаете? То есть, в любом регионе есть хотя бы сотня тысяч трансформаторов, несколько тысяч из них наверняка заражены, а ответ «нету!». Беспечность это, или халатность - не имеет значения. Но понимая, что каждый 15-й трансформатор заражен страшнейшим ядом, они получают и принимают от крупных владельцев трансформаторных хозяйств отчеты с нулями. И, вероятно, не имеют достаточных механизмов заставить их взять пробы и доказать «чистоту» трансформатора.

- ОБРАТНО К ФАКТАМ -

Таким образом, в настоящее можно смело говорить о недостаточных темпах реализации мероприятий плана. Ряд из них обусловлен недостаточным пониманием потенциальными собственниками ПХБ-отходов степени ответственности за нарушение правил обращения с СОЗ.

Во-первых, ясно прослеживается вполне объяснимое нежелание владельцев ПХБ-содержащих отходов (в основном – энергетических и электротранспортных компаний) официально декларировать свой статус собственника, предполагающий немедленное возникновение ответственности за их обезвреживание, и, как следствие – финансовые затраты.

С другой стороны, вызывает тревогу неверная оценка собственниками количества ПХБ-загрязненных отходов и оборудования, имеющихся на балансе предприятий. Причиной этому свляется недостаточная информированность о том факте, что объем чистых ПХБ, которые они уже частично у себя локализовали и сосчитали, на порядок ниже, чем количество находящихся в обороте масел, вторично загрязненных в результате контакта с зараженным оборудованием и материалами в ходе эксплуатации, регенерации и т.п.

Ну и кроме всего прочего, очевидна недостаточная информированность потенциальных собственников ПХБ-содержащих отходов об ответственности за предоставление недостоверной информации в ходе их инвентаризации. Необходимо разъяснить собственникам отходов, что выявленное методом взятия контрольных проб, но не заявленное в инвентаризационных документах оборудование и масла, загрязненные ПХБ, будут классифицированы как доказательства незаконного обращения с отходами I класса опасности.

Существует также ряд организационных моментов, препятствующих реализации Национального плана по ликвидации СОЗ. Важнейшие из них - это отсутствие аккредитованной в России методики и материалов для проведения экспресс-тестов на потенциальное наличие ПХБ загрязнений в действующих трансформаторах. И, второе, - невозможность проведения полноценной инвентаризации из-за недостатка лабораторий, способных произвести оценочный (на предмет превышения ПДК) анализ. На данный момент таких лабораторий, по нашим данным, в РФ всего три.

Данные обстоятельства лишают как собственников, так и контролирующие органы, инструментов для полноценного контроля и управления ситуацией.

Помимо вышесказанного, недостаточные темпы реализации положений Национально плана косвенно характеризует то, что в стране полностью отсутствуют какие-либо планы создания предприятий, специализирующихся на обезвреживании ПХБ-загрязненных масел, количество которых более чем в 10 раз превышает объем чистых ПХБ. Да и вообще, техническое оснащение Российской Федерации на "фронте борьбы с ПХБ" на сегодняшний день ограничено лишь одной установкой термического уничтожения чистых ПХБ и одним комплексом нетермической очистки от ПХБ трансформаторных масел. Это мы говорим не о технологиях "на бумаге", а о технико-технологических решениях, прошедших апробацию и получивших положительное заключение Государственной Экологической Экспертизы РФ.

По нашим расчетам, для реализации Стокгольмской конвенции в нашей стране в установленные сроки объем присутствующих на рынке установок и лабораторий в 2020-2022 г.г. должен достичь следующих показателей:

Однако ни региональные бюджеты, ни бюджеты крупнейших потенциальных собственников ПХБ-содержащих отходов на ближайшие годы не предусматривают каких-либо практических мероприятий, направленных на реализацию Национального плана.

- ВЫВОДЫ -

Таким образом, можно констатировать 3 ключевых несоответствия текущей ситуации Национальному плану. Во-первых, это несоответствие темпов и качества инвентаризации ПХБ-содержащих отходов контрольным показателям. Во-вторых, - наличие явного перекоса в сторону уничтожения чистых ПХБ по отношению к загрязненным маслам, количество которых на порядок превышает первые. И в третьих, - отсутствие развития технологической инфраструктуры, необходимой для решения столь серьезных задач.

С грустью приходится констатировать: на сегодняшний день программа ликвидации ПХБ в России находится в критической точке. И если немедленно не принять кардинальных мер по ее активизации, достичь целей Национального плана по СОЗ (уничтожение всех этих отходов к 2028 году) станет физически невозможным.

При перепечатке просим Вас ставить ссылку на наш проект noPCB.ru